Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

ОЭ + философия социального

Хронологически первая часть этого дневника посвящена циклу "Отблески Этерны" (тег "ОЭ"). Эта часть обновляться не будет. Я не отказываюсь обсуждать то, что уже написано, но в общем-то я в эти игрушки уже наигралась.

Вторая часть будет представлять собой собрание постов на общефилософские темы. Это посты часто не мои, но всегда те, что мне нравятся. Что-то вроде моего избранного.

Все посты можно комментировать в любое время независимо от времени их написания.

PS Немецкий миннезингер тут вместо случайного набора цифр, его не обязательно каждый раз воспроизводить.
↓ ↑ ⇑
12:54 

Онегин жив и не женат - роман не кончен, это клад

Наброски, которые делал Пушкин в 1836 году, через пять лет после окончания "Евгения Онегина". Черновик послания друзьям, которые советуют продолжать роман.

Б
…он жив и не женат.
Итак, еще роман не кончен — это клад:
Вставляй в просторную, вместительную раму
Картины новые — открой нам диораму:
Привалит публика, платя тебе за вход —
(Что даст еще тебе и славу и доход).

В

В мои осенние досуги,
В те дни, как любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.
Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча перервать,
Отдав уже его в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить,
И лица прочие пристроя
Отдав им дружеский поклон,
Из лабиринта вывесть вон.

Вы говорите: «Слава Богу,
Покамест твой Онегин жив,
Роман не кончен — понемногу
Иди вперед; не будь ленив.
Со славы, вняв ее призванью,
Сбирай оброк хвалой и бранью —
Рисуй и франтов городских
И милых барышень своих,
Войну и бал, дворец и хату,
И келью....... и харем
И с нашей публики [меж тем]
Бери умеренную плату,
За книжку по пяти рублей —
Налог не тягостный, ей-ей!

@темы: Набоков Пушкин Онегин

14:27 

Научная жизнь

Автореферат диссертации и диссертация Ищенко Нины Сергеевны на тему «Закономерности трансформации русской культуры в процессе модернизации», защищенной в диссертационном совете Д 001.001.01 в ЛГАКИ имени М. Матусовского 14 ноября 2019 года по специальности 09.00.13 — философская антропология, философия культуры.
Скачать с Одуванчика по ссылке
oduvan.org/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1...

@темы: наука Одуванчик

19:52 

Научная жизнь

Вчера я защитила кандидатскую диссертацию по философской антропологии, философии культуры:
lug-info.com/news/one/dissertatsionnyi-sovet-lg...

Теперь название соответствует действительности.

@темы: наука житейское Луганск ЛНР

22:33 

Уроки Дня единства для Украины и Донбасса


Нина Ищенко

Полный текст выступления на круглом столе «Преодоление гражданского раскола: уроки Дня единства для
современности», посвященном Дню народного единства, который состоялся 6 ноября 2019 года в Луганской библиотеке имени М. Горького (http://lug-info.com/news/one/predstaviteli-vlastei-lnr-obsudili-na-kruglom-stole-v-lrunb-strategii-ukrepleniya-edinstva-foto-50355)

Тема преодоления гражданского раскола имеет большое значение для украинского общества и республик Донбасса. Жители наших республик прежде были гражданами Украины, и оказались в ситуации непризнанной государственности в результате деятельности украинских властей и украинского общества по эскалации насилия и провокации гражданского раскола. В России преодолению гражданского раскола посвящен праздник День народного единства.

Праздник День народного единства учрежден в 2005 году в память событий, которыми окончилась Смута. В 1612 году, 22 октября по старому стилю, 4 ноября по новому стилю народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского были изгнаны из Кремля польские интервенты, которые пришли в Москву вместе с Лжедмитрием Первым в 1605 году. Долгий период гражданской войны окончился.

Именно период Смуты апологеты европейских ценностей рассматривают как точку бифуркации, когда Россия могла пойти по европейскому пути и не сделала этого. Это было действительно так. Земской собор, который в 1613 году вручил власть первому царю из династии Романовых, мог бы своей силой учредить парламентскую республику или конституционную монархию, благо европейские идеи и государственное устройство европейских обществ были тогда хорошо известны. Однако наши предки выбрали самодержавие, и это связано с цивилизационными особенностями русского народа.
читать дальше

@темы: культурология конфликт цивилизаций СП ЛНР Ричард Окделл Луганск ЛНР Донбасс День народного единства

09:44 

Крылья, взмах тринадцатый

Редакторы "Одуванчика" Нина Ищенко и Елена Заславская приняли участие в презентации ежегодного альманаха литературы Донбасса "Крылья", которая проводилась СП ЛНР и ИПС 15 октября. Статья Нины Ищенко "Как Борхес убил автора" и лирическая подборка стихов Елены Заславской на страницах альманаха.


@темы: литература СП ЛНР Луганск ЛНР Крылья ИСП

14:15 

Кризис Запада как кризис роста

В последние годы из стран западной культуры приходят такие вести, которые, как справедливо заметил один мой друг, кажутся новостями не из стана врага, а просто из дурдома. Достаточно вспомнить экологические и гендерные инициативы, войну с памятниками, борьбу политкорректности против здравого смысла и много всего другого. Современные публицисты, включая уважаемого В. Мараховского, пишут в связи с этим о кризисе Запада, который то ли грядет, то ли уже здесь. Об этом же пишут известные мне марксисты, в самых резких и образных выражениях.

В связи с этим мой вопрос: откуда видно, что текущий кризис это не кризис роста? Что-то происходит, но откуда такая уверенность, что пациент скорее мертв, чем жив? Она, по-моему, совершенно не обоснована.

Мы пережили период настоящего кризиса, который был признаком смертельной болезни - это был кризис последних лет советской власти, завершившийся катастрофой распада СССР. Я помню, как это выглядит: всё проседает и рушится, а не захватываются новые рынки. Сил нет даже на элементарное воспроизводство социальных структур, а не то что на какие-то дополнительные телодвижения. Наш же пациент бодр и прекрасно себя чувствует. У него хватает сил даже вести войнушки по всему миру, в одной из которых существует мой город и наша молодая республика уже шестой год, и сейчас пошли очередные разговоры про слив Донбасса. Один и тот же субъект геополитики одновременно пребывает на смертном ложе и заставляет Россию отказаться от своих планов - нет ли здесь противоречия? Наши соотечественники смотрят западные сериалы, слушают западную музыку, переводят свои тексты на английский и вникают в европейскую политическую повестку. Это выглядит как культурная экспансия, а не судороги умирающего.

Нас слишком поражает тот абсурд и маразм, который происходит за онтологической границей, и мы уверены, надеюсь, справедливо, что нас бы это убило и наше общество такого бы не вынесло. Если же хотя бы предположить, что это не тот случай, когда надо судить по себе? Что антагонист выживет, взбодрится и перейдет на новый уровень? Хотелось бы подготовиться хотя бы морально, пока гром не грянул.

@темы: кризис Запад

09:00 

Новое в луганских граффити

Летом-осенью 2014 года я фотографировала луганские граффити и сделала подборку фотографий по ссылке ниже. Также цитата того времени:

"Моё любимое место в плане граффити - ограда вдоль эстакады. Кроме довольно разнообразного ассортимента лозунгов за Украину и за Новороссию, там аккуратно, в рамочках написаны формулы из институтского курса физики и математики. Тригонометрические равентсва и цетростремительное ускорение еще можно узнать, но есть такие, что даже мы, физматовцы, не можем точно сказать, к какой области физики они относятся! Некоторые из них отмечены восклицательными знаками, мол "Остановись, прохожий! Подумай о вечном - о рядах и их сходимости!!!" Мне это очень нравится".

Сами фотографии: ninaofterdingen.livejournal.com/439743.html

Новая надпись на той ограде в 2019 году.


Даже те, кто симпатизирует Новороссии, не всегда знают, что в советское время Луганск назывался Ворошиловградом. Наш эпоним, Климент Ефремыч Ворошилов, знаменит тем, что в июне 1917 был выбран городским головой на официальных выборах, которые устроило Временное правительство, и таким образом, в Луганске власть большевиков была установлена на несколько месяцев раньше, чем в столице. В наше время это событие вдохновляет людей левых взглядов воспринимать Новороссию как антипутинский проект, с которого, как и сто лет назад, начнётся установление коммунизма в России. Местные же авторы воспринимают наш город не так революционно.

@темы: Донбасс Луганск граффити

19:57 

Автор майора Арлекина

В 2014 году Андрей Валентинов, придумавшиц майора Арлекина, решительно и однозначно поддержал Майдан. Если другой украинский русскоязычный автор, тандем Олди, сделал это тонко, Валентинов высказывался открыто.

Олди на своей странице в фб подчёркнуто аполитичны. Все пять лет войны пишут о театральных постановках, встречах с читателями, спортивных соревнованиях. В общем, работают в стилистике "зачем тратить свою бесценную жизнь на такую гадость как политика, когда есть прекрасные вечные вещи: капля росы на бутоне розы и звон детских голосов за окном?". Что ж, люди определились, я тоже определилась, и больше их не читаю.

Валентинов же открыто писал об исконно украинском городе Харькове и неадекватах с георгиевскими ленточками,полностью подтвердив древнюю теорию, которую где-то излагает Борхес: всякое событие совершается лишь один раз, или на небе, или на земле, в более секулярной формулировке или в воображении, или в реальности. Раз майор Арлекин воевал за Россию, писатель Валентинов уже этого не сделает.

@темы: Украина Валентинов Борхес

21:22 

Разумное решение нелепой задачи

В Китае недавно стала популярна бессмысленная задача, которую предлагают в школах детям, и которую пытались решить многие взрослые в сети:

«Если на корабле было 26 овец и 10 коз на борту, сколько лет капитану корабля?»

... И, конечно, всегда есть тот человек, у которого есть все ответы. Один человек все же придумал по возможности близкое решение.

Он в комментариях на Weibo, популярном сайте микроблогов в Китае, подумал о том, как определить возраст капитана на основе груза судна.

«Общий вес 26 овец и 10 коз составляет 7 700 кг, исходя из среднего веса каждого животного. В Китае, если вы ведете корабль с более чем 5 000 кг груза, вам нужно иметь лицензию на лодку в течение пяти лет. Минимальный возраст для получения лицензии на лодку - 23 года, поэтому капитану как минимум 28 лет».

sciencetoday.ru/more/topic/eta-prostaya-matemat...

@темы: математика

08:39 

Редакция Одуванчика в черно-белом


Нина Ищенко, Елена Заславская

@темы: фото Одуванчик Елена Заславская

07:21 

Всякие лишние люди

Библиотекарь Хильдегарт

15 февраль 2009 г.

***
Васька (пять лет)
— Мам! А лишний человек – это кто?
— Это Онегин, например. Или Печорин. – (Смеётся)
— Чего-чего? Мам!
— Ну, лишний – это значит: никому не нужный. Лишний – и всё.
Васька, непонятно почему, потрясён:
— Никому-никому не нужный?
— Никому.
— И тебе?
— И мне. Ну, сам посуди. Зачем мне лишнее?
Васька задумывается, затем сморщивает в гармошку лицо и начинает деловито рыдать.
— Вась, ты чего? Кто тебя обидел?
— Я тебе, значит, не нужен, да?
— Господи! Да с чего ты взял?
— Ты сама сказала!
— Господи! Что я сказала?
— Папе сказала, что я лишний!
— Васька, ты что, с ума сошёл? Когда я такое сказала?
— Когда мы с ним играли вчера… Ты чего ему сказала? «Уже два часа с ЛИШНИМ играешь!»
Так и не удалось убедить его в том, что мама имела в виду совсем другое. Целый день он куксился, кидался в стенку кубиками и демонстративно дулся в углу. И только картинка в томике Лермонтова, на которой Печорин нарисован невозможным красавцем в усах, эполетах и пистолетах, слегка примирила его с осознанием того, что он – лишний человек. К вечеру он успокоился, приосанился, сделал гордо-равнодушное лицо и встал к окну, скрестив на груди руки. Нельзя не признать, что мужчинам его типа эта поза очень к лицу.

@темы: Лермонтов Хильдегарт эссе

11:32 

Река Лугань в Луганске


@темы: Луганск фото

11:24 

Огромные ёлки на станции Сентяновка, ЛНР, на линии фронта.

11:25 

Такой виноград выращивают в Сентяновке, ЛНР, на линии фронта.

13:25 

О культурно-историческом значении недавно изданного в Республике публицистического сборника секретаря Союза писателей ЛНР Андрея Чернова "Донбасский код" ЛИЦ рассказывает культуролог, преподаватель Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского Нина Ищенко.

СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Книга "Донбасский код" луганского писателя и публициста Андрея Чернова вышла в свет в Луганске летом 2019 года. Книга посвящена культурной идентичности жителей Донбасса.

В сборник вошли статьи и очерки, которые Андрей Чернов публиковал в периодической печати в военный период, с начала 2014 года и до настоящего времени. Все материалы, помещенные в книге, в разное время выносились на суд широкой публики и были известны и до публикации, однако собранные под одной обложкой и при чтении подряд они производят гораздо более сильное впечатление.

Это явление известно в истории литературы. Таким же образом были восприняты, например, "Записки охотника" Тургенева, которые как одна книга воздействуют эстетически сильнее, чем рассказы, публиковавшиеся в разное время в периодике. И как книга Тургенева создает своеобразную голограмму русской идентичности позапрошлого века и средней полосы России, так и книга донбасского публициста вводит читателя в мир донбасской культуры, выражая явно те основания донбасской идентичности, которые позволяют этому краю шестой год сопротивляться военной, культурной и информационной агрессии.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРА

Очерки сборника "Донбасский код" охватывают хронологически последнее тысячелетие развития культуры на этих землях. Самый ранний временной рубеж очерчен статьями, посвященными степнякам-половцам, с которыми сражался на этих землях князь Игорь в "Слово о полку…". Памятники материальной культуры этого конгломерата народов найдены на земле Донбасса и экспонируются в самом обычном краеведческом музее Луганска, где находится, например, загадочная чернухинская мадонна – единственная известная археологам каменная статуя, так называемая "скифская баба", которая держит на руках ребенка, и более того, девочку. Уникальную находку труднее всего интерпретировать, и эта проблема ждет своего решения.

В своих очерках автор доводит повествование до наших дней, посвящая очерки деятелям культуры Луганщины позднего советского и постсоветского времени, Иосифу Курлату и Олегу Бишареву. Между этими крайними точками лежит вся история Донбасса и Луганщины, как она представлена в книге.

КЛЮЧЕВЫЕ СИМВОЛЫ

Ключевыми топосами, структурирующими историю Донбасса в этой книге, являются заселение края и Великая Отечественная война. Заселение Донбасса сербскими полками, которым давали землю в обмен на защиту этих территорий от турок и татар в XVIII веке, оставило множество следов в топонимике края. Названия, зазвучавшие вновь в сводках военного времени с 2014 года – Славяносербск, Трехизбенка, Крымское, Бахмут (Артемовск) – появились в период заселения края, и известны не только в Донбассе, но и в Сербии, благодаря роману классика сербской литературы Милоша Црнянского "Переселение".

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Великая Отечественная война имела огромное значение для Донбасса. Несколько месяцев под немецкой оккупацией, тяжелые бои при отступлении советских войск, а потом при освобождении Донбасса после Сталинградской битвы повлияли на реалии каждого селения в нашем краю и на судьбы людей, его населяющих. Символом всех этих событий стала история "Молодой гвардии" – краснодонских подпольщиков, которые боролись с немцами, были арестованы и казнены в январе 1943 года, за месяц до освобождения Луганска. Этим событиям посвящено немало замечательных страниц книги.

МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ

Еще одним символом Луганска в книге является Михаил Матусовский. В ряду тех славных имен, которые создают историю Донбасса, Матусовский занимает особое место. Песни на слова Матусовского пела вся советская страна, и до сих пор трудно найти человека, который не знал бы и не узнавал этих песен. "Школьный вальс", "С чего начинается Родина", "Старый клен", "Подмосковные вечера", "На безымянной высоте", "Крейсер "Аврора" – вот далеко не полный перечень вклада знаменитого луганчанина в русскую культуру.

РУССКИЙ ДОНБАСС

И тут мы подходим к главной теме книги, и эта тема – культура Донбасса как часть русской культуры. Используя богатый иллюстративный материал, автор книги показывает разные грани этой идентичности, взаимные влияния, общие образы и символы. В книге грамотно и честно воссоздается реально существующий образ этого единства в разнообразии. В Луганске делали пушки для снабжения армии в русско-турецкой войне, завершившейся присоединением Крыма в XVIII веке. В Полоцке стоит памятник в честь победы над Наполеоном, который делался на Луганской чугунно-литейном заводе. Всю историю этого края здесь строили, работали, учили, исследовали, писали книги и пели – на русском языке, как и во всей большой России. После прочтения этих спокойных исторических очерков становится понятно, почему Донбасс защищает Россию и почему Россия поддержала Донбасс.

Читайте дальше по ссылке: lug-info.com/comments/one/kulturolog-nina-ische...

@темы: Донбасский код Чернов

13:39 

Почитать о катарах

Несколько книг, с которых можно начать интересующимся:

1. Ле Руа Ладюри, Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 – 1324) / Пер. с франц. В. А. Бабинцева и Я. Ю.Старцева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. – 544 с.

Книга Ле Руа Ладюри посвящена горной деревеньке, где проживало около трехсот человек. В начале XIV века деревушка стала объектом пристального внимания местной инквизиции, искавшей следы катарской ереси, которых в деревушке было предостаточно: хотя альбигойский крестовый поход закончился почти сто лет назад, в деревушке почитали добрых людей. Сохранили протоколы допросов на несколько томов, из которых Ле Руа Ладюри и сделал книгу, где описываются обычаи и верования селян, с цитатами и пояснениями.

Надо отметить, что деятельный епископ Каркассона не зря таскал на допоросы жителей деревеньки: за время его деятельности было несколько случаев эндуры (см. предыдущий пост). Современный французский историк относится к этому спокойно: катарский край, сильные традиции, укоренившиеся практики. Этот спокойный тон "волшебника из страны Ок", как называют его в послесловии, дарит отдельные сильные эстетические переживания.

2. Шафаревич, И. Р. Социализм как явление мировой истории / И. Р. Шафаревич Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. // Предисл. И. С. Шишкин. Отв. редактор О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. – С. 165 – 656.

Классическая работа Шафаревича о социализме содержит главу о сектах, которую и нужно смотреть.

3. Три художественных произведения Елены Хаецкой.

В среде ролевиков и реконструкторов Средневековья альбигойский крестовый поход если не популярен, то по меньшей мере известен. Он имел место в то же время, что и Третий крестовый поход, в котором участвовал Ричард Львиное Сердце и который описывал Вальтер Скотт, так что мимо него не пройдет любой, кто интересуется эпохой. В этой среде и блыи написны книги Елены Хаецкой:

"Добрые люди и злой пес" - короткий рассказ, зарисовка, но приятный и понятный.

"Жизнь и смерть Арнаута Каталана" - о человеке из катарского края с сильными традициями и укоренившимися практиками, который в конце концов стал инквизитором. Инквизицию папа Иннокентий XIII создал как раз для розыска катаров. Когда добрые люди попадались, они должны были говорить правду о себе, чтобы не оскверняться. Но остальные члены секты обязаны были любой ценой этого не допустить, и поскольку в конце жизни они надеялись принять утешение, которое смоет все грехи, до этого момента им дозволялась и ложь, и ложная клятва, и убийство. Инквизитор в переводе значит следователь, который распутывал эти дела и находил сбежавших катаров.

"Дама Тулуза" - о Тулузе и Симоне де Монфоре, который воевал против добрых людей. Симон де Монфор стал известен в позднесоветский период рядовому читателю благодаря реконструкции шутки Коровьева из "Мастера и Маргариты", которую предложила литературовед И. Л. Галинская:

"А как же все-таки с тем злосчастным для булгаковского рыцаря каламбуром о свете и тьме, про который рассказал Маргарите Воланд?

Полагаем, что его мы тоже нашли в «Песне об альбигойском крестовом походе» — в конце описания гибели при осаде Тулузы предводителя крестоносцев — кровавого графа Симона де Монфора.

Последний в какой-то момент посчитал, что осажденный город вот-вот будет взят. «Еще один натиск, и Тулуза наша!» — воскликнул он и отдал приказ перестроить ряды штурмующих перед решительным приступом. Но как раз во время паузы, обусловленной этим перестроением, альбигойские воины вновь заняли оставленные было палисады и места у камнеметательных машин. И когда крестоносцы пошли на штурм, их встретил град камней и стрел. Находившийся в передних рядах у крепостной стены брат Монфора Ги был ранен стрелою в бок. Симон поспешил к нему, но не заметил, что оказался прямо под камнеметательной машиной. Один из камней и ударил его по голове с такой силой, что пробил шлем и раздробил череп.

Смерть Монфора вызвала в стане крестоносцев страшное уныние. Зато в осажденной Тулузе она была встречена бурным ликованием, ведь ненавистней и опасней, чем он, врага у альбигойцев не было! Не случайно автор «Песни об альбигойском крестовом походе» сообщал:

A totz cels de la vila, car en Symos moric,
Venc aitals aventura que l'escurs esclarzic.
(На всех в городе, поскольку Симон умер,
Снизошло такое счастье, что из тьмы сотворился свет).

Каламбур «l'escurs esclarzic» («из тьмы сотворился свет») адекватно по-русски, к сожалению, передан быть не может. По-провансальски же с точки зрения фонетической игры «l'escurs esclarzic» звучит красиво и весьма изысканно.

Так что каламбур темно-фиолетового рыцаря о свете и тьме был «не совсем хорош» (оценка Воланда) отнюдь не по форме, а по смыслу. И действительно, согласно альбигойским догматам, тьма — область, совершенно отделенная от света, и, следовательно, из тьмы свет сотвориться не может, как бог света не может сотвориться из князя тьмы. Вот почему по содержанию каламбур «l'escurs esclarzic» в равной степени не мог устраивать ни силы света, ни силы тьмы".

Вот об этом Монфоре и об этой осаде роман "Дама Тулуза".

Если кто-то может дополнить список, милости прошу.

@темы: Монтайю Хаецкая катары

22:21 

Отступление о веганстве и чайлдфри

Оба этих учения - извращенный аскетизм неогностического толка. Отказ от мяса и продуктов животного происхождения - часть аскетической практики в разных системах, это само собой понятно. Отказ от деторождения стоит в том же ряду. Катары учили, что семейная жизнь и главное в ней - дети представляет собой ту приманку, которой Люцифер выманивает из рая души и вселяет их в материю.

Более глубокая основа обоих учений, веганства и чайлдфри, идейно неоплатоническая: материя этого мира зла, и отказ от её соблазнов ведёт к благу автоматически.

@темы: неоплатонизм

19:26 

Болтают

Иванов-Петров

о неприятной болтливости. которая на самом деле - обнаженное мышление

Давно уж висела у меня непонятная странность - отчего мне совсем не нравится Пратчетт, который нравится решительно всем. Разумеется, дело не в Пратчетте - тут загадка, мне хотелось понять, на что указывает эта неприязнь во мне. И вот, читая очередное графоманство некого русского автора - узнал: мелькнуло гомологическое сходство. Морщась от очередной авторской неожиданности, узнал. Мужской смалл-талк. Остроумие. Легкая беседа. Автор затопляет читателя своими шутками, цитатами, нарочитыми оговорками - и всё это непрерывно, в гомерических дозах.

Пока я думал, что это авторский прием, было не очень интересно - ну да, вот есть автор, и вот еще миллион авторов, которые используют крайне неудачный стилистический прием. Ничего кроме плохих книг от этого не происходит, так что можно не огорчаться, а просто не читать, или читать и морщиться - как кому удобно. При этом понятно, что Пратчетт - очень талантливый человек, а многие, не обладающие теми же талантами, используют те же методы. Это всё не слишком важно.

Стало интереснее, когда понял, что это - не прием. Это у авторов видно их настоящее мышление. Это не специально вытащенные шутки, не особенная техника, которую автор с трудом натягивает на жало своей мысли - это просто фон, то, чем у автора заполнен разум, внутренний голос. До меня дошло - мне потому так и противно, что это я слышу настоящие мысли этих авторов, они их выговаривают. Это же не какие-то профессиональные писатели, продуманные и особенные, это графоманы, которые искренне пишут от всей души и показывают себя, свой внутренний мир и свое мышление в полный рост. Не от приема противно, а от эксгибиционизма, обнажающего свой разум и внутренний мир на глазах беззащитного читателя. Профессионал, конечно, закрывается - хороший автор эту дрянь на читателя не выливает.

Я даже немного проверил. Вдруг это все же связано с писательством. Вспомнил разговоры... Если взять обычного человека, в состоянии, когда он легко показывает то, чем набита его голова - в легком подпитии или в расслабляющей беседе, ни к чему не обязывающей - он выговаривает вот это самое. Непрерывный поток прибауток, шуток, полуцитат, аллюзий, претендующих на остроумие ассоциаций, недорассказанных анекдотов, забавных случаев - вот это всё. Иногда это видно у очень пожилых людей: контроль слабеет, и у них непрерывная речь, видно содержание мышления. И то, что меня ужасало у этих графоманов - это и есть правда жизни: люди внутри в самом деле этим наполнены, вот эта мякина у них в голове весь день. Они этим думают и говорят. Иногда, в особенных ситуациях, шифруются и примолкают - когда надо произвести впечатление и нельзя болтать. А в расслабленном состоянии это и журчит...

Жуть какая. Даже в записанном и причесанном виде, у этих авторов, это достаточно мерзко, а в несобранном-неприглаженном виде эти обрывки и усмешки... Автор - поскольку графоман - спроста рисует внутренний мир героя. Конечно, списывая с себя, а сам - обычный человек. И потому списывая с чуть не каждого. И какой же ужас, вот это иметь бормочущим... Если там вершина - Пратчетт, а низы вообще непредставимы, вот эта непрерывная болтовня с подхихиками - и называется мышлением? Кажется, стало доходить, что за этот самый внутренний диалог, который призывают остановить всякие мудрецы.

В прежних, восемнадцатого века, романах была этакая болтливость - обычно вспоминают об описаниях природы. Всякие там красоты ландшафта, а также длинные рассуждения об устройстве мира и обо всем, к этому прилежащем. Читатели обычно это ненавидели, пропускали, и к двадцатому веку литература подсохла, болтливость ушла и вылезли наружу кости сюжета. А это - новая болтливость. Вместо "красивых описаний", плавного течения величественных рек и одетых в лесную шкуру горных хребтов, детальных описаний фрака, облегающего стройную фигуру героя, - это вот дерганое хихиканье, болтливость не умеющего замолчать рассудка. Причем пропустить это не удается - оно не локально, пронизывает всё изложение целиком, а не только два-три вводных абзаца, как многоругаемые описания природы. В старой литературе эта болтливость имела иную природу. Автор-ремесленник демонстрировал свое владение материалом - словом - и умение облечь в слова самые трудноописуемые явления. Это было докучное хвастовство мастерством, но никак не неудержимый словесный мусор. Новая болтливость к мастерству отношения не имеет. Это самое честное, не ведающее стыда и не понимающее, чего здесь стесняться обнажение содержимого головы автора, его душевная жизнь и постоянный фон рассуждений.

Хотелось бы, конечно, неболтливой литературы. Ну а чувство жути - конечно, субъективное. Очевидно, что не о чем говорить с людьми, у которых вот это в голове. Им нечем воспринять и нечего сказать - просто в обычной жизни и тем более в сети, где молчание не выделено никакими средствами - они в одном ряду с нормальными. И приходится догадываться, что в них звучит, что они считают голосом своего разума.
ivanov-petrov.livejournal.com/2206907.html

@темы: Пратчетт

08:48 

Орды азиатских конников

С этим штампом антирусской пропаганды в последние годы мы, к сожалению, часто сталкиваемся. Так представляли в Рейхе бойцов Красной Армии, изображая гитлеровцев защитникам европейского наследия от диких степных монгольских орд. Современная антирусская пропаганда активно использует образ степного всадника, уничтожающего все живое и европейское. Особенно ярко в свое время это получилось у Ежи Косинского в "Раскрашенной птице"

Оказывается, этот штамп времен чуть ли не Ивана Грозного подпитался удачной операцией советского командования, которая проводилась при освобождении Донбасса в 1943 году.

После Сталинградской битвы была надежда освободить Донбасс одним рывком. Это не удалось, и бои растянулись на полгода. Луганск освобождён 14 февраля, Донецк - 8 сентября, в этом промежутке шли тяжёлые бои за Донбасс. Однако в первый период больших надежд, за несколько дней до начала общего наступления, 8 февраля 1943 года, в тылы немцев был отправлен 8 кавалерийский корпус под командованием генерал-майор Михаила Борисовна. Задача конницы была деморализовать противника и осуществить глубокий диверсионный рейд в тыл врага. Как указывает Андрей Чернов, часть была укомплектована алтайцами и башкирами, провела целый ряд удачных диверсий и участвовала в освобождении Ворошиловграда (Луганска) (Донбасский код, с. 134-137).

@темы: Донбасский код информационная война Раскрашенная птица

15:03 

Вопрос к знатокам

В первую очередь к Альвдис alwdis
Интересуют любые комментарии к этому тексту о Чернухинской мадонне:
lugansk1.info/63482-chernuhinskaya-madonna-zaga...
"«Чернухинская мадонна» – уникальная древняя скульптура, которая хранится сейчас в Луганском краеведческом музее. С момента её обнаружения в окрестностях поселка Чернухино в 1971 году и по сей день статуя остаётся единственной половецкой скульптурой, изображающей женщину с ребенком."

Половцы не русичи, но связи были плотные. Возможно, где-то рассматривается этот вопрос - буду благодарна за ссылку.

@темы: Донбасский код Луганск Чернов Чернухинская мадонна

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100