Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

ОЭ + философия социального

↓ ↑ ⇑
06:49 

Очки и  очконосцы

"Дельвиг вспоминал, что в Лицее воспитанникам запрещалось носить очки (юноше смотреть на старших через оптические стекла - дерзость), и поэтому все женщины казались ему прекрасными. Выйдя из Лицея, он был разочарован. Эта острота раскрывает природу представления, связывающего очки и дерзость: оптика позволяет усматривать недостатки там, где невооруженный глаз видит красоту и величие.

Фельдмаршал И. В. Гудович, московский главнокомандующий, по свидетельству Вяземского, был "настойчивый гонитель очков": "Никто не смел являться к нему в очках; даже и в посторонних домах случалось ему, завидя очконосца, посылать к нему слугу с наказом: нечего вам здесь так пристально разглядывать; можете снять с себя очки" (Вяземский, Старая записная книжка, с. 135)".
Лотман, Комментарии к ЕО.

@темы: очки Онегин Лотман

14:33 

Онегин и император Николай Павлович

Также из комментариев Лотмана:

"Латинским языком владели Якушкин, М. Орлов, Корнилович, Дмитриев-Мамонов, Батеньков, Н. Муравьев, Н. Тургенев и многие другие. По контрасту показательна характеристика В. А. Мухановым плохой подготовки Николая I: "Что же касается до наук политических, о них и не упоминалось при воспитании императора [...] Покойный государь уже после брака своего занялся языками Немецким и Английским. С врачами иногда употреблял он несколько слов Латинских, например: commode, vale и другие. Когда решено было, что он будет царствовать, государь сам устрашился своего неведения" ("Русский архив", 1897, № 5, с. 89- 90). Знаменательно совпадение ничтожных крох латинской лексики, которые Пушкин вкладывает в уста своего героя, а мемуарист - Николая I".

@темы: латынь Пушкин Онегин Николай Первый Лотман

14:32 

Латынь в дворянской среде

Продолжая комментарий Лотмана:

"Однако определенное распространение латинский язык получил и среди дворян, стремившихся к серьезному образованию. Так, А. С. Кайсаров, приехав в начале XIX в. в Геттинген, прежде всего засел за латынь, а в 1806 г. уже написал и защищал на латинском языке диссертацию "О необходимости освобождения рабов в России". Мода на воспитателей-иезуитов в начале 1800-х гг. также способствовала тому, что латынь стала включаться в круг знаний, необходимых дворянину. Онегин, учившийся под руководством аббата-католика, конечно, должен был бы при минимальном усердии основательно усвоить латынь. Характеристики: "Не мог он Тацита [читать]", "не мог он tabula спрягать" (VI, 219) имеют иронический характер.
С закрытием иезуитских пансионов в 1815 г. латынь выпала из круга "светского" образования ("из моды вышла ныне"). К 1820-м гг. знание латыни стало восприниматься как свидетельство "серьезного" образования в отличие от "светского". Знание латинского языка было распространено среди декабристов. Пушкин "хорошо учился латинскому языку в Лицее" (Покровский M. M. Пушкин и античность. - Пушкин, Временник, 4-5, с. 28) и позже читал в подлиннике даже сравнительно малоизвестных латинских авторов (См.: Амусин И. Д. Пушкин и Тацит. - Пушкин. Временник, 6, с. 160-180)".

@темы: латынь Пушкин Онегин Лотман

14:31 

Латынь против французского

Комментарий Лотмана к ЕО:

"Знание латыни, обычное в среде воспитанников духовных семинарий, не входило в круг светского дворянского образования. Однако еще Радищев подчеркнул значение латинского языка для воспитания гражданских чувств: "Солнце, восходя на освещение трудов земнородных, нередко заставало его [Ф. Ушакова. - Ю. Л.], беседующего с Римлянами. Наиболее всего привлекала его в Латинском языке сила выражений. Исполненные духа вольности сии властители Царей упругость своея души изъявили в своем речении. Не льстец Августов и не лизорук Меценатов прельщали его, но Цицерон, гремящий против Катилины, и колкий Сатирик, нещадящий Нерона" (Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. I. М.-Л., 1938, с. 179).

Латынь для разночинной интеллигенции XVIII - начала XIX вв. была таким же языком-паролем, как французский для дворянства. От Ломоносова, кричавшего в Академии одному из своих противников: "Ты де што за человек [...] говори со мною по латыне" (раз не можешь - значит не ученый!), до Надеждина, уснащавшего свои статьи эпиграфами и цитатами на античных языках с целью изъять литературную критику из сферы дворянского дилетантизма, протянулась единая нить ранней русской разночинской культуры.

Известен факт создания в последней трети XVIII в. чиновниками И. К. Стрелевским и И. Н. Буйдой антиправительственной прокламации на латыни".

@темы: латынь Пушкин Онегин Лотман

14:30 

Научная жизнь в Луганске

Рассказала о ФМО на международной конференции в библиотеке Горького

@темы: библиотека Горького ФМО Русский мир Луганск ЛНР

14:39 

Шаг на пути к интеграции в русское культурное пространство

О культурном и общественном значении вышедшего в октябре в Республике 13-го номера литературно-художественного издания "Крылья" ЛИЦ рассказывает культуролог, преподаватель Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского, кандидат философских наук Нина Ищенко.

ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Тринадцатый выпуск литературно-художественного альманаха "Крылья", презентованный в Луганске осенью 2019 года, пополнил список изданий, опубликованных Союзом писателей ЛНР. Это еще один шаг на пути интеграции литературы Донбасса в общероссийское культурное пространство ценностей, смыслов и текстов.

В сборнике опубликованы работы современных авторов - как донбасских, так и российских. Возраст авторов различен – от луганской студентки Екатерины Толчинской до авторов, состоявшихся еще в советскую эпоху, таких как, например, Юнна Мориц. Также вариативны жанры, представленные в сборнике: от гражданской лирики и критического очерка до детской пьесы и фантастического рассказа.

Альманах интересен тем, что представляет небольшой кусочек современной русской литературы в ее отражении на Луганщине. И как небольшой кусочек голограммы позволяет воссоздать изображение полностью, так и эта небольшая синяя книжка позволяет увидеть всю русскую литературу в одном фрагменте.

ТЕМА ВОЙНЫ

Смысловым ядром альманаха является тема войны, идущей в Донбассе в настоящее время. Война, которую Украина начала в 2014-м году, расколола время на до и после, актуализировала старые смыслы и стала создавать новые, которые оказались неожиданно знакомыми. Образы героя-защитника, воина-победителя, жены и матери, ожидающих солдата с войны, казались отошедшими в прошлое, забытыми в ритме индустриальных городов Донбасса, небольших шахтерских поселков, маленьких сел посреди степи. Но пришла война, и эти образы ожили, выступили из-под пены дней, воплотились и в жизни, и в литературе. Их можно увидеть не только в больших и маленьких городах Донбасса, но и в стихах Елены Заславской и Натальи Макеевой, Марины Пономарёвой и Ирины Горбань.

В ходе текущей войны особым светом осветились события войны минувшей, Великой Отечественной. Произведением, которое связывает воедино эти две темы в альманахе, является рассказ "Пиджак" Ирины Бауэр из Донецка.

Действие этого короткого рассказа происходит в далекие семидесятые, а единственное его содержание – гибель в шахте отца главной героини, шахтера-фронтовика. Это происходит в обычный мирный день, который, казалось бы, никак не связан с современностью. И только память дочери, добавляющая всё новые черты к портрету отца, воссоздает точно и ёмко картины Великой Отечественной войны, подвига простых солдат той войны, фронтового братства.

В финале рассказа пересекаются две линии – временная и пространственная. Оказывается, выросшая героиня пишет свои воспоминания об отце в современном Донбассе, в разгар новой войны, и мы узнаём, что солнечный летний день, который описывается в рассказе, находился между двумя войнами, одновременно связывая их и разъединяя. Связывая два времени, разъединяя две линии смыслов, потому что Украина, за которую воевал отец героини, встала на сторону прежнего противника и уничтожает памятники той Великой войны, памятники тем, кто погиб за неё тогда. В этом небольшом рассказе – не только концентрация смыслов альманаха, но и отражение смыслов нашего времени.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАМЯТИ

Преемственность памяти, верность погибшим формируют то пространство, на котором могут расцветать все цветы современной культуры. Наталья Чекер из Луганска делает новый перевод сонетов Шекспира. Сотрудница музея Даля в Луганске Елена Склярова пишет очерк, посвященный Николаю Можаеву, скульптору, создавшему ряд значительных памятников Луганщины, включая памятник Владимиру Далю и князю Игорю. Александра Окатова из Москвы рассказывает жуткую историю о любви, фантастическую и реалистическую одновременно. Любовь Бондаренко из Свердловска пишет стихи для детей. Андрей Чернов размышляет о творчестве луганской поэтессы.

СОЗВЕЗДИЕ СМЫСЛОВ

Эти и многие другие замечательные тексты альманаха, поэтические и прозаические, короткие и длинные, создают неповторимое созвездие смыслов, самая главная ось которого передается словами "Всё было не зря. Всё сделанное было не напрасно". Труд и подвиг семьдесят лет назад и в настоящее время, тревоги и достижения всех людей, любящих эту землю, не пропали даром: в Донбассе живут, строят, любят, размышляют и пишут стихи. Мы помним. Сегодня и всегда.
lug-info.com/comments/one/kulturolog-nina-ische...

@темы: СП ЛНР Луганск Крылья

16:14 

Луганск-Питер-Москва: умные и веселые книги на Фестивале детской книги

В Российской государственной детской библиотеке (Москва, Калужская пл., 1; ст. метро «Октябрьская») с 29 ноября по 1 декабря 2019 года состоится VI Всероссийский фестиваль детской книги. Организаторы фестиваля: Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская государственная детская библиотека.

В рамках этого мероприятия в субботу 30 ноября в 13:00 в комнате № 237 пройдет презентация книги Елены Заславской «Собаки-забияки» (издательство «Нидус»).

Фестиваль детской книги – это большой книжный праздник, который уже в шестой раз объединит не только читателей разных возрастов, но и всех причастных к книге – писателей, издателей, художников, популяризаторов науки, редакторов, распространителей книг, библиотекарей, преподавателей, критиков, переводчиков и журналистов.

Центральной темой Всероссийского фестиваля детской книги станет познавательная литература. Девиз этого года: «Чтобы страна была сильной, детям нужны умные книги».

В рамках фестиваля пройдет выставка-ярмарка детских книг – в ней участвуют более 50 издательств со всей России. На стендах будут представлены книжные новинки современных детских писателей, свежие переиздания классики, познавательная и учебная литература. За три дня пройдет более 150 мероприятий для всех возрастов: встречи с писателями, художниками-иллюстраторами, интерактивные спектакли, кино- и мультипликационные показы, мастер-классы.

В том числе пройдут два мастер-класса санкт-петербугского издательства «Нидус» в пятницу, 29 ноября, в 17:00 и в 18:00 в комнате № 314: «Как создается книга» и мастер-класс по созданию пушистых и живописных котов.

По традиции на VI Всероссийском фестивале детской книги будут объявлены лучшие книги 2019 года в области художественной и познавательной литературы. Эти книги по праву займут свое место на книжных полках в детских библиотеках по всей стране.

Издательство «Нидус» специализируется на публикации детской литературы, проиллюстрированной детьми. Книга «Собаки-забияки» вышла в серии «Дети рисуют сказку» и тоже проиллюстрирована юными читателями.

В электронном виде вы можете ознакомиться с книгами Елены Заславской «Собаки-забияки» и «Сказки Подкроватки» по ссылкам:
ridero.ru/books/sobaki-zabiyaki/
ridero.ru/books/skazki_podkrovatki/
Заказать книги в бумажном варианте можно на странице издательства Нидус в ВК.

@темы: Нидус Москва Луганск Елена Заславская

13:37 

Конструкторы и конструкции

Фотография и текст с канала "Залесская земля", с моим комментарием.


"Россия молодая". Тутаев (Романов-Борисоглебск). Ноябрь 2019

Антропологически - типичная финка. Или эстонка. Вот она, обрусевшая меря или весь, ставшая основой великорусского этногенеза в регионе Верхневолжья.

Вроде бы ничего особенного, не Ботичелли "Весна" и не стены Вероны, но кайф же!

Кстати, снято по-видимому с бульвара Кустодиева. Здесь художник жил наездами и здесь написал свою известную картину "Гуляние на Волге".

Фото: Екатерина Соловьева.
t.me/zalesje/772

Научный комментарий: Некоторые каналы, как, например, процитированный, посвящены формально краеведению, а фактически конструированию какой-то специфической идентичности, которая должна заменить русскую как более близкая к корням и менее зараженная тлетворным влиянием запада. Эта новая идентичность строится на каких-то археологических изысканиях, антропологических этюдах и отчётливо антимосковская, что роднит её с изделиями украинских конструкторов.

Эмоциональный комментарий: Зачем же? Доколе?

Практический: Люди работают.

@темы: телеграм идентичность Залесье

19:17 

Начала антропологии

Многие учёные любят возводить свою науку к почтенной античности. Но если геометрия у древних греков безусловно была, и в целом была тем, что большинство представляет, произнося слово "геометрия", то с антропологией все не так просто.

"Слово "антрополог" у древних греков существовало, но означало "сплетник"" (Клейн Л. С. История антропологических учений, с. 31).

@темы: антропология Клейн

19:29 

Как опасно смотреть в окно

Кто-то из моих друзей, чуть ли не Роман Шмараков, делал когда-то подборку цитат о великих людях, которые смотрели в окно, и о тех потрясения основ, которые из этого воспоследовали. Кризисы мировоззрения это занятие вызывает глобальные, достаточно сказать, что заметное место в списке занимал Гегель, который начинает свой опус магнум, "Феноменологию духа", с описания того, как он посмотрел в окно. Философия до сих пор не может в себя прийти после этого события.

Одним из собратьев великого Гегеля по этому занятию был вольтеровский Задиг в XVIII веке:

"Задиг понял, что быть слишком наблюдательным порою весьма опасно, и твердо решил при первом же случае промолчать о виденном.

Такой случай скоро представился. Бежал государственный преступник. Задиг заметил его из окон своего дома, но на допросе не сказал об этом. Однако его уличили в том, что он смотрел в ту минуту в окно. За это преступление он был присужден к уплате пятисот унций золота.

По вавилонскому обычаю, Задиг поблагодарил судей за снисходительность. «Великий боже! — подумал он. — Сколько приходится терпеть за прогулку в роще, по которой пробежали собака царицы и лошадь царя! Как опасно подходить к окну и как трудно дается в этой жизни счастье!»

@темы: Гегель Вольтер

19:37 

Дживс и Себастиан

Моя статья о моих любимых сериалах в "Философско-культурологических исследованиях":
"Рецепция образа английского дворецкого в современной японской культуре"
fki.lgaki.info/2019/11/19/%D1%80%D0%B5%D1%86%D0...

С оптимистическим финалом.




@темы: Япония Темный дворецкий Дживс Англия

18:26 

Мишка в новом доме

Подарок коллеги по случаю успешной защиты:

@темы: друзья фото Луганск

17:33 

Я без мысли об народе не могу прожить и дня

Отличный разбор известной картинки от Анны Коростелёвой, с неожиданным финалом:
willie-wonka.livejournal.com/690513.html


Номинативный уровень, бенефактивность, нормы минисоциума, сущностная качественная характеристика и прочая высокая лингвистика завершается следующим образом: "Искусственный интеллект, заметьте, снабдил этот пост тэгами "Россия" и "Общество": не есть ли это намёк на то, что всё российское общество выгуливает эту рыбу с такими же примерно мыслями в голове?"

@темы: рыба Коростелева

18:27 

Две столицы

Из комментариев Набокова к "Евгению Онегину" :
"А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. Отметьте великолепное, чисто пушкинское согласование двух строк с двойным скольжением и с замечательными аллитерациями, которые связаны с повтором ударных и безударных «у» и «бу» и со взаимодействием «о» и «н»… Это был неутомимый город с населением 377 800 человек".

Сейчас в Луганске примерно столько же населения, нашу неутомимость несколько корректирует комендантский час, но культурная жизнь здесь бьёт ключом, как в Петербурге двести лет назад. Напоминаю, что действие первой главы "Онегина" разворачивается в 1819-м году.

@темы: Луганск Онегин Набоков Пушкин Петербург

14:27 

Научная жизнь

Автореферат диссертации и диссертация Ищенко Нины Сергеевны на тему «Закономерности трансформации русской культуры в процессе модернизации», защищенной в диссертационном совете Д 001.001.01 в ЛГАКИ имени М. Матусовского 14 ноября 2019 года по специальности 09.00.13 — философская антропология, философия культуры.
Скачать с Одуванчика по ссылке
oduvan.org/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1...

@темы: наука Одуванчик

08:12 

Ты царь, живи один

Набоков размышляет о том, какую именно пьесу о Клеопатра мог видеть Онегин в первой главе:

"У Корнеля в его никудышной «Родогуне» (1644) есть сирийская царица с таким именем; имеется несколько опер и трагедий, посвященных более знаменитой египтянке; я сомневаюсь, что опера «Клеопатра и Цезарь», сочиненная для торжественного открытия Берлинской оперы (7 дек. 1742 г.) моим предком Карлом Генрихом Грауном (1701–51) по убогой «Смерти Помпея» (1643) Корнеля, положенной в основу Дж. Дж. Ботарелли, вообще шла в С.-Петербурге; но другая опера — «Смерть Клеопатры» С. Назолини (1791), по либретто A. C. Сографи, которая была поставлена (согласно замечательной «Летописи оперы» Альфреда Лёвенберга, Кембридж, Нью-Йорк, 1943) в Лондоне (1806) и Париже (1813), могла дойти до Петербурга".

@темы: Пушкин Онегин Нбоков

19:52 

Научная жизнь

Вчера я защитила кандидатскую диссертацию по философской антропологии, философии культуры:
lug-info.com/news/one/dissertatsionnyi-sovet-lg...

Теперь название соответствует действительности.

@темы: наука житейское Луганск ЛНР

19:47 

Читатель как внешний наблюдатель

Лотман в своих комментариях к "Евгению Онегин" указывает, что Пушкин никогда не описывает пространство в романе, полагая, что читатель хорошо представляет себе и дворянскую усадьбу, и петербургские дома. Пространственные детали упоминаются мельком, апеллируя к опыту читателя.
"Это соответствовало поэтике Пушкина. Л. Н. Толстой смотрит на мир, им изображаемый, глазами внешнего, впервые попавшего сюда наблюдателя, превращая тем самым читателя в "естественного человека", который должен объяснить себе смысл и значение каждой детали (отсюда подробность и "отстраненность" описаний)".

Замкнутый советский мир отторгал те этнологические ассоциации, которые очевидны при прямом столкновении с западной культурой: внешний наблюдатель это не столько естественный человек, сколько колонизатор в пробковом шлеме, несущий бремя белого человека восточным варварам. Популярность Толстого на Западе объясняется тем, что он сконструировал образ читателя, который совпал с самооценкой аудитории.

@темы: Пушкин Онегин Лотман

20:08 

Бойцы невидимого фронта

В своём комментарии к "Евгению Онегин" Лотман упоминает двух писателей, которые перевернули мир поколением раньше. Сейчас мало кто вообще знает этих титанов, благодаря которым существует целый спектр видов деятельности: от выбора книжки в подарок до фандомных битв:
"Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. В этом отношении в последней трети XVIII в. - в значительной мере усилиями Н. И. Новикова и H. M. Карамзина - произошел поистине поразительный сдвиг: если в середине XVIII столетия читающая дворянка явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить
...барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках
(VIII, V, 12 - 14).

@темы: Пушкин Онегин Лотман

15:38 

Старший Онегин

Служив отлично, благородно,
Долгами жил его отец.

"отлично, благородно. Запятая разделяет два слова в черновике (2369, л. 5) и в переписанном набело варианте (ПБ 8). В изданиях 1833 и 1837 гг. дано также «отлично, благородно». Но в изданиях 1825 и 1829 гг. запятая опущена, и современным издателям трудно противостоять искушению последовать примеру Н. Лернера: он распознал юмор архаического выражения («отлично благородно», встречающегося, например, в официальных документах той эпохи), основанный именно на отсутствии запятой и указывающий на то, что благородный джентльмен, очевидно, не брал (в отличие от других чиновников) взяток, отсюда — его долги". В. Набоков. Комментарии...

@темы: Пушкин Онегин Набоков

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100