Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

ОЭ + философия социального

↓ ↑ ⇑
19:48 

Амели и Дживс

Амели Пулен с Монмартра, как и непревзойденный Дживс, - мастера интриги, гении точечного воздействия на ситуацию, способные мгновенно нащупать точку бифуркации и лёгким касание направить сложную систему по нужному пути.

Амели изучает отдельного человека и воздействует на него, а у Дживса на руках целая компания молодых аристократов обоего пола и их тетушек, так что здесь надо учитывать взаимовлияния. Но принцип у обоих один и тот же - вовремя сказанная фраза, вовремя сделанный жест приводят к кардинальные решениям и запускают целую цепь событий.

Давно мне пришло в голову, что это довольно узкое поле деятельности для обоих, и каждый мог бы развернуться, так сказать, в промышленных масштабах. Работать такому человеку официанткой или дворецкий - все равно что забивать гвозди микроскопом. Их место на должности хотя бы директора школы - вот это было бы дело!

Если бы не УМКД, конечно.

@темы: Дживс Амели

22:03 

Неожиданное

Этим летом я как-то в компании рассказывала, что в конце XVIII века весь разум мира обитал в одной комнате в студенческой общаге в Тюбингене, где жили Гегель, Шеллинг и Гёльдерлин. Моя подруга, которой приходилось это слушать, сказала:

- Так вот откуда взялась "Теория большого взрыва"!

И вот да. Топос один и тот же, встречается редко, можем сравнивать, по Борхесу...

@темы: постмодерн Теория большого взрыва Гегель

21:50 

Пушкин и космография

Грядет с заката царь природы —
(начало сочинения товарища Пушкина, Кюхельбекера, в Лицее)
И изумленные народы
Не знают что начать:
Ложиться ль спать или вставать.
(А.С. Пушкин в Лицее. Ср. "Русск. арх." 1876 г. 10. Гербель. Стихотв. Пушкина.)

@темы: Пушкин

21:43 

Момо и экзистенция

В книге "Момо" Михаэля Энде (1973) сюжет строится вокруг девочки, у которой всегда полно времени. Другие герои истории теряют время, ищут время, не находят времени, охотятся за временем, а у Момо время просто всегда есть. За полвека до Энде проблему времени поставил в центр своей философии Хайдеггер, для которого, напоминаю, человек есть экзистенция или присутствие. Главное приключение экзистенции-присутствия заключается в том, что оно может быть собственным и несобственным. Собственное присутствие - это прорыв к глубинам бытия, а несобственное - забвение себя в рутине повседневности, в толках и развлечениях.

В книге "Бытие и время" Хайдеггера (1927) встречаются такие пассажи:

"Оно [присутствие] "располагает временем" или "не может себе оставить никакого времени". Почему присутствие располагает
"временем" и почему оно может его "терять"? Откуда оно берет время? Как это время относится к временности присутствия? (с. 404).

... Собственная экзистенция время всегда имеет (с. 410)".

Вот кто такая Момо - собственная экзистенция.

@темы: экзистенция Хайдеггер Момо

20:37 

Сигрид Унсет. Улав, сын Аудуна из Хествикена

В студенческие годы я взяла эту книгу в библиотеке, но дочитать не успела. Этим летом закрыла гештальт - если не сейчас, то когда же?

Исторический роман, действие происходит в Норвегии в XIII веке. Кто любит саги, а они кончились, можно попробовать эту книгу. Автор это мой, стиль мой, книга моя, иногда читала как в детстве, средь оплывших свечей и вечерних молитв, а такое все реже происходит.

Главная тема книги: самое большое испытание, которое посылает Бог любви, это брак. Особое настроение, не всем нужно, так что не всем и рекомендую.

Прежде чем погружаться и закрывать гештальт, мне стоило узнать, что история Улава - это дилогия, вторая часть переведена на русский недавно и в свободном доступе отсутствует. А я вот не узнала заранее, и стою теперь опять с пустыми руками и на самом интересном месте. Надеюсь, в этот раз придётся ждать меньше двадцати лет.

@темы: книги Унсет

15:45 

Подарок от коллеги к началу учебного года

22:39 

Примечания на полях немецких философов

Гегель очень высоко ставил притчу о грехопадении человека и вкушении плодов от древа познания, не раз её комментировал и к ней возвращался. Он считал, что в этой притче выражена та мысль, что знание возвышает человека до Бога, что дух человека божественный, и находиться в состоянии невинности как животное или ребёнок для человека ненормально. За это Гегель и получил полной мерой возмущенных филиппик от Льва Шестова, который создал собственную мистическую версию немецкой философии, в которой на Гегеля повесил всех собак. Но сегодня не о Гегеле, а о Канте, который неожиданно выступает как пародист. Из предмсловия А. Гулыги к "Философии религии" Гегеля, том 1:

"Кант, в духе Просвещения иронизировавший над Священным писанием, пародирует эту притчу. Он пишет о некоем «персидском острослове», который сравнил земной шар «с клоакой, куда спускают нечистоты из других миров», а местопребывание первых людей — рай — поместил на небо. В раю «было много деревьев, нагруженных роскошными плодами, остатки которых после еды незаметно испарялись из организма. Исключение составляло одно дерево, привлекательные плоды которого оставляли иного рода выделения. Поскольку наши прародители дали себя соблазнить и, несмотря на запрет, попробовали эти плоды, то, чтобы не запачкать небо, пришлось воспользоваться советом одного из ангелов, который показал на Землю и сказал: «Вот отхожее место для всей Вселенной». Он их свел туда по нужде и, оставив там, улетел на небо. Так появился на Земле человеческий род». (/. Kant. Samt-liche Werke, hrsg. von K. Vorlander, Bd. 6, Abt. 2. Leipzig, 1922, S. 162.)" (С. 22).

Знающий читатель узнает здесь гностические идеи, да простится мне этот каламбур. Никогда не знаешь, где их повстречаешь.

@темы: философия гностики Кант Гегель

16:50 

Когда вы думаете, что у вас все плохо

"Исследуя один из подходов к проблеме [гипотеза Пуанкаре], [Вольфганг] Хакен разложил все возможные случаи на 200 вариантов, решил 198 из них и еще 13 лет безуспешно сражался с двумя оставшимися" (С. Иэн, Величайшие математические задачи, с. 118).

@темы: математика Иэн

22:19 

Христиане до Христа

Одна из двух любимых тем апологетов первых веков христианства, которые уделяли больше внимание доказательству того, что христианская вера совершенно естественна, и все мудрецы всех народов какие-то её элементы знали, использовали, исповедовали. Вторая любимая тема апологетов (причём нередко тех же самых) заключается в том, что христианство сверхъестественно, и без помощи Бога никто никогда бы до такого не додумался. Объединение этих несовместимых идей и даёт нам нужную диалектическую глубину и нетривиальность концепции.

Так вот, христиане, в отличие от христоверов по терминологии Афанасия Дроздова, должны разделять следующие взгляды: мир прекрасен, но испорчен человеком; человек сам не может спасти ни себя, ни мир, и нуждается в божественной помощи; Бог настолько добр, что эту помощь окажет. Можно классифицировать античные философские и религиозные теории в зависимости от того, как по-разному они не понимают эти идеи. Единственный текст, где они все приведены и поняты в их взаимосвязи, это книга Иова.

@темы: ортодоксия Козырев

22:08 

Снова о кавычках

"... ученый язык употребляет кавычки или неологизмы лишь для того, чтобы символически продемонстрировать фиктив­ную дистанцию и разрыв с общепринятым смыслом: на самом деле, не обладая никакой реальной автономией, он может выполнять свою идеологическую задачу лишь в том случае, если будет оставаться достаточно прозрач­ным, чтобы он продолжать ссылаться на опыт и обыденное выражение, которое он отрицает". П. Бурдье, Социология социального пространства, с. 501.

@темы: Бурдье

21:22 

Разумное решение нелепой задачи

В Китае недавно стала популярна бессмысленная задача, которую предлагают в школах детям, и которую пытались решить многие взрослые в сети:

«Если на корабле было 26 овец и 10 коз на борту, сколько лет капитану корабля?»

... И, конечно, всегда есть тот человек, у которого есть все ответы. Один человек все же придумал по возможности близкое решение.

Он в комментариях на Weibo, популярном сайте микроблогов в Китае, подумал о том, как определить возраст капитана на основе груза судна.

«Общий вес 26 овец и 10 коз составляет 7 700 кг, исходя из среднего веса каждого животного. В Китае, если вы ведете корабль с более чем 5 000 кг груза, вам нужно иметь лицензию на лодку в течение пяти лет. Минимальный возраст для получения лицензии на лодку - 23 года, поэтому капитану как минимум 28 лет».

sciencetoday.ru/more/topic/eta-prostaya-matemat...

@темы: математика

08:41 

Благородный дон

Новый клип группы Зверобой. Стихи Елены Заславской и Дмитрия Сосова.
m.youtube.com/watch?feature=share&v=VIDHuE9tH5k

@темы: Москва Луганск Зверобой Елена Заславская

08:40 

Видеопоэзия на стихи Елены Заславской

Фильм создан на Тавриде прошлым летом режиссером Валерием Тугушевым и школой Академии Никиты Михалкова. Сценарий Веры Водынски.
www.youtube.com/watch?v=MS1xQ8McqaM

@темы: Елена Заславская Вера Водынски

08:39 

Редакция Одуванчика в черно-белом


Нина Ищенко, Елена Заславская

@темы: фото Одуванчик Елена Заславская

21:04 

Христоверы и христиане

Книга Флоровского "Пути русского богословия" посвящена русским семинариям с XVII века и вплоть до Революции. Это кладезь ценных сведений о тех явлениях нашей культуры, которые почти полностью ушли из актуальной памяти, но заслуживают внимания, потому что дополняют, а то и определяют картину русской жизни того времени.

Один из интересных героев книги - Афанасий Дроздов, епископ Русской православной церкви, рекстор Санкт-Петерьургской духовной академии в 1840-е гг. Афанасий был очень образован, много писал, но все сжигал.

"Впрочем, кое-что убереглось от этого истребления. Сохранилась рукопись книги «Христоверы и христиане», над которой Афанасий работал в свои последние годы. Это книга о происхождении христианства.

Само заглавие очень любопытно. Автор различает «христоверие» и «христианство без Христа», и до Христа Иисуса. Историей этого христианства, этого учения и предания, он и занят.

У апологетов ищет он «органические остатки» этого «христианства», «не того христианства, которое возводит свое начало к Иисусу Христу, а некоего иного ему предшествующего». Ессеи, Ферапевты, Филон — вот звенья в изучаемой им цепи фактов.

«Усилия христоверных писателей изгладить из исторических памятников свидетельства о христианах задолго до христианской веры» не имели полного успеха. «Евангелие Маркиона» занимало видное место в этом процессе превращения христианства в «католическое христоверие…»"

@темы: христоверы Флоровский

20:41 

О первоначальном

Мои последние посты об индийской культуре вызвали больше откликов, чем другие мои тексты последнего времени. Диапазон отзывов довольно широк: от советов что-то почитать (скачала, спасибо) до апологии кастовой системы, которая была объявлена основой сословного общества и спасением России (что это, Бэрримор?).

Для меня это несколько неожиданно. Нередко бывает, что самый любимый и удачный текст остаётся без ответа, а случайно оброненная фраза вызывает бурную дискуссию, но почему Индия?!

Я могу судить только по себе, и я помню время, когда древние культуры казались самыми интересными, увлекательными и полными смысла именно потому, что они древние, первые, ближе к сути и природе человека. Однако мой любимый философ много раз повторял, что самое первое есть самое неразвитое и бедное содержанием, и через десять лет я пришла к той же мысли.

@темы: Индия Гегель

22:09 

"Брамины проявляют совершенно бессовестное отношение к истине..."

Снова Гегель:
"... Капитан Вильфорд с большим трудом и с
большими издержками достал себе отовсюду рукописи, он собрал
вокруг себя несколько браминов и поручил им сделать выписки
из этих сочинений и произвести изыскания относительно неко­ торых знаменитых событий, об Адаме и Еве, о потопе и т. д.

Чтобы угодить своему господину, брамины состряпали для него
нечто такое, чего не было в рукописях. Тогда Вильфорд написал по этому поводу несколько статей, но наконец он заметил обман и понял, что его старания оказались тщетными" (ФИ, с. 201).

@темы: Гегель Индия

16:11 

Место йогов в кастовой системе Индии

Я наконец-то поняла, зачем йоги занимаются самоистязаниями. Никто, кроме Гегеля, этого не рассказывал.

"Брамины уже от рождения
обладают божественностью. Итак, в кастовом различии со­ держится различие между здешними богами и конечными людьми. Правда, и другие касты могут достигать возрождения, но они должны подвергать себя бесконечным лишениям, истя­заниям и аскетическим упражнениям. Основной чертой при этом является презрение к жизни и к живому человеку. Значительная часть не-браминов стремится родиться вновь. Они называются йогами. Один англичанин, который, отправляясь в Тибет к да­лай-ламе, встретился с одним из таких йогов, рассказывает следующее. Йог дошел уже до второй ступени на пути, ведущем к достижению мощи, свойственной брамину. Он прошел первую
ступень, простояв двенадцать лет на ногах, причем он ни разу не садился и не ложился. Сначала он привязывал себя веревкой к дереву, пока не привык спать стоя. Вторую ступень он прошел таким образом, что в продолжение двенадцати лет постоянно держал сложенные руки над головой, и ногти уже почти совсем вросли ему в руки. Третья ступень проделывается не всегда одинаковым образом: обыкновенно йог должен пробыть день между пятью огнями, т. е. между четырьмя огнями, зажженными по направлению ко всем странам света, и солнцем; затем к этому присоединяется еще качание над огнем, продолжающееся три и три четверти часа. Англичане, присутствовавшие при этом акте, рассказывают, что у подвергавшегося этому индивидуума через
полчаса потекла кровь из всех частей тела; его сняли, и он тотчас же умер. Если кто-нибудь выдерживает и это испытание, то его наконец еще заживо хоронят, т. е. его опускают в землю в стоячем положении и совершенно засыпают землей; через три и три четверти часа его вынимают, и тогда, если он еще жив, он наконец достигает внутренней мощи, свойственной брамину" (ФИ, с. 187-188).

@темы: Гегель Индия философия

16:00 

Брамины и их жёны

Идея о божественности человеческого духа в рамках индийской культуры, не признающей достоинства за человеком вообще, выражается в виде признания божественности отдельного вида людей, отдельной касты, браминов.

"... индус, принадлежащий к какой-нибудь другой
касте, должен почитать брамина как бога, преклоняться пред ним и говорить: ты бог. И притом достоинство не может заклю­чаться в нравственных поступках, а, наоборот, оно проявляется в массе обрядов, в которых содержатся предписания и даже относительно внешних самых ничтожных действий, так как у них вовсе нет внутреннего мира" (ФИ, с. 189).

Предписания, которые соблюдают брамины, многочисленны и разнообразны. Они регулируют его одежду, питание, поведение до мельчайших подробностей. В частности, " ему [брамину] запрещается смотреть на свою жену, когда она ест, чихает, зевает или спокойно сидит (ФИ, с. 190).

@темы: Гегель Индия философия

22:36 

Самое общее определение гносиса

Выработано учёными на коллоквиуме в Мессине в 1966 г.

Гносис это «knowledge of the divine mysteries reserved to the elite». См. : The Origine of Gnosticism: Colloquium of Messina 13-18 April 1966 / Ed. U. Bianchi (Leiden, 1968), xx-xxxii, xxvi-xxvii.

Из книга Афонасина "Школа Валентина", с. 11.

@темы: гностики

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100