Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

ОЭ + философия социального

Хронологически первая часть этого дневника посвящена циклу "Отблески Этерны" (тег "ОЭ"). Эта часть обновляться не будет. Я не отказываюсь обсуждать то, что уже написано, но в общем-то я в эти игрушки уже наигралась.

Вторая часть будет представлять собой собрание постов на общефилософские темы. Это посты часто не мои, но всегда те, что мне нравятся. Что-то вроде моего избранного.

Все посты можно комментировать в любое время независимо от времени их написания.

PS Немецкий миннезингер тут вместо случайного набора цифр, его не обязательно каждый раз воспроизводить.
↓ ↑ ⇑
14:27 

Научная жизнь

Автореферат диссертации и диссертация Ищенко Нины Сергеевны на тему «Закономерности трансформации русской культуры в процессе модернизации», защищенной в диссертационном совете Д 001.001.01 в ЛГАКИ имени М. Матусовского 14 ноября 2019 года по специальности 09.00.13 — философская антропология, философия культуры.
Скачать с Одуванчика по ссылке
oduvan.org/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1...

@темы: наука, Одуванчик

08:12 

Ты царь, живи один

Набоков размышляет о том, какую именно пьесу о Клеопатра мог видеть Онегин в первой главе:

"У Корнеля в его никудышной «Родогуне» (1644) есть сирийская царица с таким именем; имеется несколько опер и трагедий, посвященных более знаменитой египтянке; я сомневаюсь, что опера «Клеопатра и Цезарь», сочиненная для торжественного открытия Берлинской оперы (7 дек. 1742 г.) моим предком Карлом Генрихом Грауном (1701–51) по убогой «Смерти Помпея» (1643) Корнеля, положенной в основу Дж. Дж. Ботарелли, вообще шла в С.-Петербурге; но другая опера — «Смерть Клеопатры» С. Назолини (1791), по либретто A. C. Сографи, которая была поставлена (согласно замечательной «Летописи оперы» Альфреда Лёвенберга, Кембридж, Нью-Йорк, 1943) в Лондоне (1806) и Париже (1813), могла дойти до Петербурга".

@темы: Пушкин, Онегин, Нбоков

19:52 

Научная жизнь

Вчера я защитила кандидатскую диссертацию по философской антропологии, философии культуры:
lug-info.com/news/one/dissertatsionnyi-sovet-lg...

Теперь название соответствует действительности.

@темы: наука, житейское, Луганск, ЛНР

19:47 

Читатель как внешний наблюдатель

Лотман в своих комментариях к "Евгению Онегин" указывает, что Пушкин никогда не описывает пространство в романе, полагая, что читатель хорошо представляет себе и дворянскую усадьбу, и петербургские дома. Пространственные детали упоминаются мельком, апеллируя к опыту читателя.
"Это соответствовало поэтике Пушкина. Л. Н. Толстой смотрит на мир, им изображаемый, глазами внешнего, впервые попавшего сюда наблюдателя, превращая тем самым читателя в "естественного человека", который должен объяснить себе смысл и значение каждой детали (отсюда подробность и "отстраненность" описаний)".

Замкнутый советский мир отторгал те этнологические ассоциации, которые очевидны при прямом столкновении с западной культурой: внешний наблюдатель это не столько естественный человек, сколько колонизатор в пробковом шлеме, несущий бремя белого человека восточным варварам. Популярность Толстого на Западе объясняется тем, что он сконструировал образ читателя, который совпал с самооценкой аудитории.

@темы: Пушкин, Онегин, Лотман

20:08 

Бойцы невидимого фронта

В своём комментарии к "Евгению Онегин" Лотман упоминает двух писателей, которые перевернули мир поколением раньше. Сейчас мало кто вообще знает этих титанов, благодаря которым существует целый спектр видов деятельности: от выбора книжки в подарок до фандомных битв:
"Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. В этом отношении в последней трети XVIII в. - в значительной мере усилиями Н. И. Новикова и H. M. Карамзина - произошел поистине поразительный сдвиг: если в середине XVIII столетия читающая дворянка явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить
...барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках
(VIII, V, 12 - 14).

@темы: Пушкин, Онегин, Лотман

15:38 

Старший Онегин

Служив отлично, благородно,
Долгами жил его отец.

"отлично, благородно. Запятая разделяет два слова в черновике (2369, л. 5) и в переписанном набело варианте (ПБ 8). В изданиях 1833 и 1837 гг. дано также «отлично, благородно». Но в изданиях 1825 и 1829 гг. запятая опущена, и современным издателям трудно противостоять искушению последовать примеру Н. Лернера: он распознал юмор архаического выражения («отлично благородно», встречающегося, например, в официальных документах той эпохи), основанный именно на отсутствии запятой и указывающий на то, что благородный джентльмен, очевидно, не брал (в отличие от других чиновников) взяток, отсюда — его долги". В. Набоков. Комментарии...

@темы: Пушкин, Онегин, Набоков

13:51 

Страницы Крестьянской войны в Германии

Один из эпизодов 1524 года посвящён осаде Штуттгарта войсками герцога Ульриха Вюртембергского. Как героем Крестьянской войны оказался герцог? Изгнанный из своего Вюртемберга герцог Ульрих искал поддержки любых сил, чтобы вернуться назад, и в том числе активно сотрудничал с Башмаком. В отряде, который ему удалось сколотить, наряду со швейцарцами, которые всегда рады вмешаться в имперские дела, были закаленные в ряде восстаний ветераны крестьянского движения. И вот:

"На следующий день герцог Ульрих выступил из Зиндельфингена через горы к Штутгарту. Приди он ранее, он вступил бы в город без труда, а теперь ему пришлось осаждать его. Самым деятельным союзником герцога в городе был палач. Он жил в башне на городской стене. От черверга до субботу от артиллерии герцога пало человек 70 неприятельских солдат - не более, а палач один убил человек семь; он делал это так ловко, что думали, что пули летели снаружи от неприятеля; в заключение он благополучно убежал". Циммермат, т. 1, с. 241.

И как раз в этот момент, покровитель Ульриха король Франциск, который тоже кой-чего стоил, по выражению Портоса, был разбит при Павии, и авантюра герцога с возвращением в свои владения сразу сошла на нет.

@темы: Крестьянская война, Башмак, Циммерман

10:27 

Набоков о Пушкине

. Комментарий к первым строфам "Евгения Онегина". Номер строфы обозначается римской цифрой, номер строки - арабской. Сначала Пушкин:
IV
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

V
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм

И Набоков:
"IV, 12 непринужденно; V, 9; Без принужденья; V, 7 и 11: Ученый малый, С ученым видом знатока.
Повторение одних и тех же эпитетов в непосредственной близости друг от друга характерно для русской литературы девятнадцатого века с ее сравнительно малым словарным запасом и юным презрением к элегантным синонимам". В. Набоков, Комментарии к Евгению Онегину

@темы: Пушкин, Набоков

22:33 

Уроки Дня единства для Украины и Донбасса


Нина Ищенко

Полный текст выступления на круглом столе «Преодоление гражданского раскола: уроки Дня единства для
современности», посвященном Дню народного единства, который состоялся 6 ноября 2019 года в Луганской библиотеке имени М. Горького (http://lug-info.com/news/one/predstaviteli-vlastei-lnr-obsudili-na-kruglom-stole-v-lrunb-strategii-ukrepleniya-edinstva-foto-50355)

Тема преодоления гражданского раскола имеет большое значение для украинского общества и республик Донбасса. Жители наших республик прежде были гражданами Украины, и оказались в ситуации непризнанной государственности в результате деятельности украинских властей и украинского общества по эскалации насилия и провокации гражданского раскола. В России преодолению гражданского раскола посвящен праздник День народного единства.

Праздник День народного единства учрежден в 2005 году в память событий, которыми окончилась Смута. В 1612 году, 22 октября по старому стилю, 4 ноября по новому стилю народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского были изгнаны из Кремля польские интервенты, которые пришли в Москву вместе с Лжедмитрием Первым в 1605 году. Долгий период гражданской войны окончился.

Именно период Смуты апологеты европейских ценностей рассматривают как точку бифуркации, когда Россия могла пойти по европейскому пути и не сделала этого. Это было действительно так. Земской собор, который в 1613 году вручил власть первому царю из династии Романовых, мог бы своей силой учредить парламентскую республику или конституционную монархию, благо европейские идеи и государственное устройство европейских обществ были тогда хорошо известны. Однако наши предки выбрали самодержавие, и это связано с цивилизационными особенностями русского народа.
читать дальше

@темы: культурология, конфликт цивилизаций, СП ЛНР, Ричард Окделл, Луганск, ЛНР, Донбасс, День народного единства

22:25 

Представители властей ЛНР обсудили на круглом столе в ЛРУНБ стратегии укрепления един


Круглый стол, приуроченный ко Дню народного единства, прошел в Луганской республиканской универсальной научной библиотеке (ЛРУНБ) имени Горького. Об этом с места события передает корреспондент ЛИЦ.

Организатором проведения мероприятия выступили Общественная палата ЛНР и Союз писателей Республики.

Представители властей и общественные деятели ЛНР в ходе круглого стола обсудили способы преодоления гражданского раскола в современном мире, разработку оптимальных стратегий по укреплению народного единства в Республике

"Ни для кого не секрет, что у нас тоже живут люди с различными точками зрения, с различным пониманием себя, ситуации и себя в этой ситуации. Именно пути преодоления этого непонимания – это то, что делает общество обществом. Когда нам удастся это сделать, тогда мы действительно достигнем в Республике тех показателей, к которым стремимся", - сказала помощник главы ЛНР Марина Филиппова.

Она отметила, что для единения жителей с разными точками зрения им необходимо понять и услышать друг друга, сев за стол переговоров и отбросив обиду и злость. В таком случае удастся найти понятный путь по достижению взаимопонимания.

Председатель Общественной палаты ЛНР Алексей Карякин подчеркнул, что поиск точек соприкосновения и компромиссов помогут урегулировать конфликт в Донбассе.

"Сегодня активно реализуется программа интеграции с Российской Федерацией, как бы там не говорили, что мы разные, но в целом мы единый русский народ. Донбасс испокон веков – русская земля, поэтому у нас там больше родственников, но они есть и в Украине, Белоруссии, много наших соотечественников в Европе, поэтому сегодня самая главная тема, которую нужно обсуждать и реализовывать, – это взаимопонимание, которое не допустит развитие конфликта на нашей территории", - рассказал он.

"Республики Донбасса находятся на острие атаки. Я согласен, что нужно садиться за стол переговоров, находить тех людей, которые смогут отстоять нашу точку зрения", - сказал советник главы ЛНР по вопросам казачества, кадетского образования и военно-патриотического воспитания молодежи Сергей Юрченко.

Он добавил, что для достижения мира в Донбассе необходим комплексный подход органов власти и общественности.

Культуролог, преподаватель Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского Нина Ищенко отметила, что Украина и Донбасс находятся в зоне конфликта цивилизаций, который проявляется в политической, военной, культурной и религиозной сферах.

"Противостояние происходит в первую очередь в культурной сфере, поэтому одна из доступных нам стратегий распространения ценностей Русского мира заключается в реализации их на нашей территории так, чтобы их культурная привлекательность была очевидна. Современная история военного Донбасса дает этому немало примеров", - рассказала она.

Ищенко подчеркнула, что культурная жизнь Донбасса, включающая разные виды искусств и науку, развивается в нескольких километрах от линии соприкосновения, а это доказывает, что "культурные ценности Русского мира поддерживают и вдохновляют людей даже в условиях войны".

Согласно принятому Народным Советом ЛНР Трудовому кодексу, отмечаемый 4 ноября День народного единства является в Луганской Народной Республике нерабочим праздничным днем. День народного единства празднуют и в братской России.

@темы: Русский мир, Луганск, ЛНР

22:19 

Московские рок-группы, луганская поэтесса и одесский бард выступили в Брянке

Московская рок-группа "Зверобой", известная в Донбассе своими хитами "Едут-едут БТРы" и "Эти русские", а также луганская поэтесса Елена Заславская и автор-исполнитель из Одессы Игорь Сивак выступили в Брянке в честь Дня народного единства. Об этом ЛИЦ сообщили в редакции городской газеты "Труд горняка".

Концерт состоялся в брянковском Дворце культуры имени Октябрьской революции.

"С Днем народного единства брянковчан приехали поздравить гости из Российской Федерации – рок-группа "Зверобой", известная в Донбассе своими хитами "Едут-едут БТРы" и "Эти русские", написанными совместно с луганской поэтессой Еленой Заславской. Идя на концерт любимого коллектива, жители города и не подозревали, что их ждет сюрприз, да не один! Кроме группы "Зверобой" в этот день своим творчеством брянковчан порадовали музыканты группы "ЕЩЕ", образовавшейся в Луганске, а ныне представляющей столицу России", - сообщили в редакции, добавив, что для брянковчан также выступили Заславская и автор-исполнитель из Одессы Игорь Сивак.

"Моя песня "Город на передовой", которой открывался наш концерт, изначально была посвящена Луганску, я писал о нем, но, думаю, что не в меньшей степени она посвящена любому другому прифронтовому городу Донбасса", - рассказал Сивак.

Для жителей города прозвучали как знакомые композиции, так и премьеры песен. Так, музыканты группы "ЕЩЕ" представили песню "У края", написанную на стихи Заславской.

"Дорогие земляки! Я хочу поблагодарить от имени всех брянковчан организаторов данного концерта, который, признаюсь, слегка спонтанно произошел, но, я думаю, он таки удался!" – обратился к зрителям глава администрации Брянки Николай Моргунов.

"Этому поспособствовал представитель Луганского землячества в городе Москва Сергей Пантелеев, который приложил огромные усилия, чтобы наши гости сегодня побывали в Луганской Народной Республике. И отдельные слова благодарности руководству 7-й гвардейской отдельной Чистяковской мотострелковой бригады Народной милиции ЛНР. Отдельно хочу сказать слова благодарности нашим гостям, которые, находясь в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе нашей необъятной Родины, знают и помнят, что есть Донбасс, что есть такие города, как Брянка, которые находятся на передовой. Спасибо!" – сказал градоначальник.

Артисты отметили, что с огромным удовольствием выступают в городах Донбасса, поскольку "здесь особая публика, настоящая, не поддельная, искренняя".

Участники группы "Зверобой" занимают активную гражданскую и патриотическую позицию. В августе 2015 и январе 2016 группа выступала в Донецке, Горловке и других городах Донбасса, выражая тем самым сопричастность и искреннюю поддержку его жителям в сложный и драматичный период. В 2016 году Министерство обороны РФ использовало песню группы "Чистое Небо" для своего официального видео о действиях российской авиации, задействованной в ликвидации бандформирований экстремистов.

Игорь Сивак – автор-исполнитель патриотических песен в стиле шансон, коренной одессит, который был вынужден покинуть родной город в 2014 году из-за репрессий со стороны новой украинской власти. Сивак является обладателем гран-при и лауреатом нескольких международных фестивалей авторской и военно-патриотической песни. Летом 2015 выступал в ЛНР и ДНР как на официальных мероприятиях Республик, так и на позициях перед ополченцами.

Елена Заславская - известная поэтесса, редактор газеты "Камертон" Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского. Все дни блокады и боевых действий находилась в Луганске. Ее произведения вошли практически во все сборники, опубликованные в Республике. Также издала в Луганске собственную книгу стихов, посвященную трагическим событиям в Республиках Донбасса. Член ряда творческих союзов, включая СП ЛНР. Представляла Союз писателей ЛНР и авторский коллектив в ходе презентации сборника поэзии Донбасса "Час мужества" в Государственной Думе РФ. Лауреат Международной литературной премии имени Сергея Есенина "О Русь, взмахни крылами" в номинации "Слово Победы". Стихи поэтессы переведены на немецкий, английский и литовский языки.

Фото по ссылке
lug-info.com/news/one/moskovskie-rok-gruppy-lug...

@темы: ЛНР, Зверобой, Заславская

19:57 

Есть женщины в русских селеньях

Героическим женщинам есть чем заняться и за пределами Донбасса:
"...систематического изложения теории фигурных чисел нет в специальной математической литературе ни на русском, ни на английском языке: так, на поиск оригинального доказательства Коши мы потратили три года, обнаружив его только в полном собрании сочинений Коши на французском языке, сохранившемся в библиотеке Академии наук Тайваня".
Деза Елена Ивановна," Специальные числа натурального ряда", с. 12.

@темы: специальные числа, математика

18:51 

Слово о полку

События "Слова..." разворачивались где-то здесь, в наших степях. Недалеко от Луганска стоит памятник князю Игорю, от которого ходят автобусы со Станицы до Луганска, перевозя людей, которые ходили на украинскую сторону и вернулись обратно. Не только поэтому, но интересно: новая версия авторства знаменитого памятника древнерусской литературы:
portal-kultura.ru/articles/best/293336-mesto-se...

@темы: Слово...

17:03 

Выходные: простор, свобода и паруса

17:01 

Константы Русского мира

Николай Иванович Лобачевский открывал новую геометрию среди вот этого всего. Традиция не прерывается.

@темы: математика, геометрия, Россия, Лобачевский

16:59 

Валерий Пендраковский: «Хочу постучаться в вечность»

От редакции: на шестой Открытый фестиваль-конкурс кино -, телеработ «Мастер Гаскойн», который проводит Академия Матусовского в Луганске, приехал российский кинорежиссер, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Валерий Пендраковский. Он возглавил жюри фестиваля. Действительный член Киноакадемии Российской Федерации, член Гильдии кинорежиссеров Российской Федерации Валерий Пендраковский рассказал «Казачьему вестнику» о том, каким должно быть кино про Донбасс.

— Вы не первый раз в Луганске. Чем отличаются ваши впечатления от нынешней поездки по сравнению с предыдущими визитами?

— Я больше срастаюсь с теми людьми, с которыми познакомился. Это самое главное.

— Кино является одним из важных средств сохранения культурной памяти и формирования общественного мнения. Смотрели ли вы фильмы о Донбассе, в которых бы была отражена наша реальность?

— Еще в 2014-м году по каналу «Москва-24» показали хороший документальный фильм, который я запомнил на всю жизнь. В нем прослеживались судьбы людей, которые ехали из России защищать Донбасс. Один из героев погиб, и о нем вспоминали, другой парнишка очень боялся сидеть в окопе и все равно оставался там… Я увидел очень интересные зарисовки характеров. Но главное, в фильме был дан человечный ответ на вопрос: почему они приехали сюда. Этот фильм показали один раз ночью и больше никогда не показывали. Кто это снял? Не знаю, кажется, кто-то из москвичей.

— Как вы думаете, почему таких фильмов мало?

— Документальные фильмы есть. А вот игровые картины режиссеры боятся снимать, потому что может не пойти фильм. В фильме «Мира» (режиссер Денис Шабаев, Москва) мне очень понравился главный герой, но все портит социальный контекст, заданный режиссером. Когда планировали снимать «Ополченочку» (режиссер Алексей Козлов, Луганск) мне сказали, что «мы хотим сделать такой фильм, чтобы о Донбассе узнали во всем мире», но потом стало понятно, что картину делают с конкретным адресом – только своих. «Донбасс окраина» (режиссер Ренат Давлетьяров, Москва) – это вообще сконструированная история на тему очередного кавказского пленника. Это искусственное построение, схема.

— О текущей войне Украина активно снимает фильмы. Например, фильм Лозницы «Донбасс» даже выдвигался на Оскар? Видели ли вы их? Что вы о них думаете?

— Нет, не смотрел. Зачем мне засорять свое сознание. Я человек немолодой и прежде чем идти в кино и не терять даром времени, я пять раз подумаю идти или не идти, а тем более автор этого фильма вызывает у меня глубокое неуважение.

— Знаете ли вы других режиссеров, которые готовы приехать сюда и поработать с нашими студентами или снять кино?

— В России за редким исключением все хотят ехать в противоположном направлении, я имею ввиду в западном. И соответственно поездка к вам для них чревата проблемами.

— А почему Вы ездите в Луганск?

— А мне плевать!

— Будем снимать кино?

— Не знаю. Хотя в голове замысел есть. Но от замысла до реальности большое расстояние. Если доведем идею до того состояния, когда она будет интересна не только здесь, но и за пределами Донбасса, а еще если удастся постучаться в вечность, если эти три категории сойдутся, тогда будем пытаться!

Интервью брала Елена Заславская
oduvan.org/подробности/mneniya/valeriy-pendrakovskiy-hochu-postuchatsya-v-vechnost/

@темы: кино, Пендраковский, Одуванчик, Луганск, ЗАславская

16:57 

Преображение памяти. Альманах «Воля Донбасса» как художественное целое

От редакции: рецензия доктора философских наук, члена Союза писателей ЛНР Виталия Даренского уже публиковалась на сайте Луганского информационного центра и в калининградском литературном журнале «Берега», но мы считаем, что альманах «Воля Донбасса» значимое событие в литературной жизни Донбасса, поэтому публикуем эту рецензию на нашем сайте.

Виталий Даренский

Издание альманаха «Воля Донбасса» Союза писателей ЛНР было давно ожидаемым: это уже третий альманах этой серии, посвященный теме войны на Донбассе. Как и в первых двух, его авторами стали не только авторы из ЛНР и ДНР, но и россияне. Литература Донбасса о войне, начавшейся в 2014 году, давно уже стала знаковым явлением в современной русской литературе. К ее неоспоримым достоинствам относят возрождение лучших качеств литературы о войне, которые были явлены в свое время авторами старших поколений – солдатами Великой Отечественной. Эти особые качества – «оголенность» человеческой души перед лицом смерти, обнажающая ее до самого дна и делающая невозможной никакую ложь и фальшь; особый военный стиль, в котором выброшено все лишнее, и язык оживает своей внутренней силой – все это, действительно, вновь ожило в «донбасской» прозе и поэзии.

Новый альманах, как предшествующие, полностью посвящен военной теме, однако в нем явственно ощутимо изменение ракурса ее видения и соответствующее этому изменение тональности. Как и прежде, большинство текстов, имеют «репортажный» характер, написаны если не по «горячим следам» событий, то по не менее горячим воспоминаниям, однако в них появилось новое измерение – особая дистанция памяти, заставляющая перейти от непосредственного переживания событий не только к их осмыслению (это было и раньше), но уже и к новой «картине мира», порожденной опытом прошедших исторических событий. Как известно, классика русской военной литературы – роман «Война и Мир» – создан полвека спустя после описанных в нем событий. Наиболее значимые произведения о Великой Отечественной войне также выходили лишь начиная с 1960-х годов, а завершающий эту тему шедевр – роман «Прокляты и убиты» В. Астафьева – точно так же только через полвека, в 1990-х. В нашем же случае, даже пятилетняя дистанция от начала войны уже привела авторов к ее цельному художественному осмыслению.

Общую смысловую доминанту всех произведений альманаха можно определить как преображение памяти – это не просто память о трагических событиях, но ее преобразование в новый опыт народа, который будет передан будущим поколениям. В этом преображении память о войне предстает в первую очередь как память о человеческих поступках, о нравственном выборе и смысловых прозрениях людей, втянутых в водоворот событий. Над общим разделением мира на «своих» и на «врагов» надстраивается новое видение и тех, и других не только как героев, жертв и преступников, но и как в равной степени участников одной общей драмы Истории, разделившей людей на своих и чужих, но все равно судимых по одним и тем же законам Божиим и человеческим. Война лишь выявила в людях то, что было в них и раньше, но проявлялось скрыто и под личинами. Война и разделение на врагов сделала внутреннее и скрытое – внешним и явным; война поставила эксперимент, а его результаты должны теперь исследовать писатели, исполняя порученное им народом ремесло – говорить то, что тоже пережито, но не высказано другими.

Первый раздел альманаха – «Поэзия» – очень удачно открывается стихотворением Елена Заславская «Новая заря», которое, как нам кажется, является смысловым и эмоциональным камертоном всего альманаха.

Тот смысловой стержень преображения памяти, о котором сказано ранее, явлен в этом стихотворении весьма зримо и по-настоящему пронзительно:

Душа моя, о чем ты плачешь?
О ком ты плачешь и болишь,
Не веря, что убитый мальчик –
Убийца, нацик и фашист?

Зачем заранее прощаешь
Всех каинов, проливших кровь?
Так общей болью причащаясь,
Ты узнаёшь, что есть любовь.

И ею как щитом хранима
Вся наша русская земля.
Уходит ночь. Над Третьим Римом
Восходит новая заря.

В этом стихотворении дан «код» русского мировоззрения. Начинаясь словами библейского Псалмопевца «Душа моя, о чем ты плачешь?», оно начинает с основы основ – жалости и сострадания ко всем людям без исключения, и в первую очередь к тем, кто был обманут и творил зло не по своей воле. Вот это и есть внутренняя основа христианской души, которую в наше время «не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный» (Ф. Тютчев). Отсюда рождается любовь в библейском смысле – не как «чувство», которое не вечно, но как способ мысли и мировосприятия, который приобщает нас к Вечности. Такая любовь «заранее прощает всех каинов, продливших кровь» – это Христова любовь, на которую отчасти способны и люди. Именно такой любовью «как щитом хранима вся наша русская земля», и только благодаря ей, как чудо, Русь стоит тысячу лет. Именно поэтому она и стала Третьим Римом – хранителем преемства священного Православного Царства, которое, по пророчествам святых, ей дано нести до конца мiра сего.

Продолжение на сайте Одуванчик: oduvan.org/chtivo/recenzii/preobrazhenie-pamyat...

@темы: поэзия, война, Одуванчик, Заславская, Даренский, Воля Донбасса

16:54 

Не сдавайся!

У нас дома зацвел мертвый кактус. По предложению НЛ назван Озирисом.

@темы: фото

16:34 

Мы - антиподы

Аристотель в своём трактате "О небе" критикует пифагорейскую точку зрения о том, что у мира как целого есть право и лево. Он пишет, что такие характеристики как право и лево предполагают ещё верх и низ, а также перед и тыл, которые есть у всех одушевленных существ, и различаются в первую очередь функционально.

"... правой стороной всякого существа мы называем ту, с которой начинается его движение в пространстве; вращение Неба начинается с той стороны, где восходят звезды; следовательно, она будет правой, а сторона, где звезды заходят, - левой". Отсюда следует, что верхом мира является невидимый его полюс, а мы живём внизу мира и слева, а не вверху и справа, как учат пифагорейцы (Т. 3, стр. 310, книга 2, глава 2).

@темы: Аристотель

16:33 

Плоская земля

Появление в последние несколько лет секты свидетелей плоской земли должно заставить задуматься тех, кто привычно возлагает вину за трудности коперниканства на мрачное средневековье вообще и на Аристотеля в частности.

Аристотель между прочим пишет, что шарообразность Земли доказывается следующим образом: тяжести, падающие на землю, падают не параллельно друг другу, а под равными углами к касательной, откуда следует, что они движутся к одному центру Вселенной и Земли (О небе, книга 2,глава 14, т. 3,с.337).

@темы: Аристотель

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100