Все последователи дзэна, может быть, даже не сознавая этих причин, считали
работу или службу одним из своих религиозных идеалов. Важность этой идеи,
несомненно, возросла благодаря трудолюбию и практичности, свойственных китайцам,
которые в основном и создали дзэн. Если только существует такая вещь, как
выражение веры, на котором так упорно настаивают учителя дзэна, то это служба и
труд на благо других: труд, не рассчитанный на рекламу или похвалу. Экхарт
говорит: «То, что человек получает в созерцании, он должен вернуть в любви». На
языке дзэна это прозвучало бы так: «Излей ее в работе», где под работой
подразумевается активное и конкретное воплощение любви. Так Таулер превратил
вязание, изготовление обуви и другие домашние обязанности в дары святого духа.
Брат Лоренс считал приготовление пищи священнодействием. Джордж Герберт писал:
«Кто подметает пол, тебе внимая, тот добродетельный поступок совершает».

@темы: дзен